Содержание

От составителя*)
песни: первый цикл «От двери до коридора»
Дверь
Золушкины туфли
Золушка на балу
Вкусная каша
Золотой ключик или Синяя борода
Принцесса на горошине
Аленький цветочек
Спящая красавица
Русалка
Коридор
песни: второй цикл
Гонец
Колобок
Коза-дереза
Козлёночек
Волшебник
Гадкий утёнок
Новое платье короля
Из дневников Бабы-Яги
Красная шапочка
Яблоня
По щучьему велению
Направо пойдёшь..., налево пойдёшь...
другие песни
Цвет и свет
Судьба
Песенка о свободе
Лето
Снег
Романс
Нищие
Мёртвые сны
Добро
стихи
Окно
Бассейн
Пруд
Лес
Утро
Дождь
Болото
Мышка из «Курочки-Рябы»
Озеро
Тростник
Цветы
Велосипед
Из Гейне
«И мне бы наделать...»
«А мне идёт тридцатый год...»
У зубного врача
Нора
«Всё распорото и сшито»
Дача
Двор
Лыжи
Тбилиси
Круг
Сон
На смерть папы
Переименования
Письмо


   От составителя

   Моя жена, Лида Кнорина (1944 – 1994), не была профессиональным поэтом. В том смысле, что у неё была другая профессия – научный работник, лингвист. И научной работе отдавалась основная энергия. Но иногда возникали стихи. Некоторые стихи становились песнями. Иногда сразу писались песни, часто на сюжеты классических сказок. Она читала сказки своей дочке Валере и связывала сказочные сюжеты с «жизненными» ситуациями. В апреле 1994 года, за полтора месяца до своей трагической смерти, Лида набрала на компьютере книжечку своих стихов, 57 стихотворений, отделив их от других текстов – дружеских поздравлений и т.п. Стихи были набраны в хронологическом порядке. Я позволил себе несколько изменить порядок, выделив песни. Дело в том, что на оставшейся кассете она сопровождает песни краткими комментариями. Я включил эти комментарии в книжку в их дословном, совершенно разговорном виде. Кроме того, я добавил «Песенку о свободе» – она есть на кассете и, видимо, случайно выпала из подготовленной рукописи.

В.Б.Борщев        

песни: первый цикл
«От двери
до коридора»


прослушать скачать

Дверь

Дверь не была закрыта,
Она была не закрыта.
Можно
         это заметить.
Можно
         туда проникнуть.

А можно и спохватиться,
Можно
         попридержаться:
Что мне до этой двери? –
Может, и не
                 собирался.

Можно быстро вернуться
Обратно по коридору,
А можно пройти и боком.

Можно идти, наблюдая,
Закроется ли дверь сразу,
Есть ли возможность другая.

А можно думать,
была ли
Она открыта вначале
Или
       она открылась,
когда в неё постучали.

И подходить к ней снова.
А можно...

1971


А теперь они все будут по мотивам сказок, начиная с Золушки. Первый сюжет – это про то, как она туфли выбирала.




Золушкины туфли

Нет подходящих туфель,
И поиски все впустую.
Примерьте, девушка, эту –
Хрустальную, не простую.

Редко у нас бывает
Хрустальное, не простое,
Вы с ними поосторожней,
Их лучше не мерить стоя.

И туфля пришлась мне впору,
Хрустальная, не простая.
Я туфли эти купила
И стала ходить босая.

1973


А второй Золушкин сюжет про то, как она хотела выполнить вроде бы все обещания. В сказке-то она не выполняет обещание, данное фее. И оказывается, до 12-ти она не уходит и остаётся у принца. И благодаря этому теряет туфлю, всё кончается хорошо. А моя Золушка очень честная и поэтому всё кончается плохо.




Золушка на балу

Я хотела решиться забыть уговор,
Я хотела добиться продлить разговор,
Я забыла работу, сестёр и отца,
Но в без четверти срок
                                я ушла до конца.

Я смотрела в волшебные стёкла дворца,
Я смотрела и буду смотреть до конца,
Обе туфли на мне, и идёт разговор,
Я хотела
            решиться забыть уговор.

1975

Дальше, значит, там сюжет с кашей. Там горшочек варил кашу и никак не мог остановиться.




Вкусная каша

И я нашла горшочек
И кашу заварила.
А сказку я читала,
Но съела и – забыла.

Но сам остановился,
Без всякого «постой!»:
Перегорел, должно быть,
Горшочек непростой.

А может в нём сработало
Защитное устройство,
А может, он рассчитан
На разовый обед.

А может, ещё сварит,
А может, рассердился,
А может быть, а может быть,
А может быть – и нет.

1974


Следующая называется «Золотой ключик» или «Синяя борода». Это всё равно.




Золотой ключик или Синяя борода

От кого – не знаю
Каждая из нас
Получает ключик
И простой наказ:

Никогда чтоб эту
Дверь не открывать,
Никогда за этой
Дверью не бывать.

С любопытством древним,
Не боясь потерь,
Я достану ключик,
Я открою дверь.

Не смогу я выйти
Из-за двери той –
Ключик мой подымут,
Отдадут другой.

И уж ей, конечно,
Тоже не узнать,
Чтобы было, если б
Дверь не открывать.

1974


Следующая героиня – это героиня «Принцессы на горошине». Ну, она тоже, естественно, поступает не как положено. Принцесса на горошине настоящая признаётся, что ей было плохо спать, поэтому в ней признают настоящую принцессу и опять всё кончается хорошо. А моя принцесса, она очень деликатная и считает, что неприлично в чужом доме сказать, что ей было неудобно спать.




Принцесса на горошине

Двенадцать матрасов, двенадцать перин.
Сколько забот! – Выход один:
Я не могу отсюда уйти,
Значит, опять – задержка в пути.

Колко мне спать – которую ночь!
Полно, смогу ли себя превозмочь?
– Плохо Вам здесь? – А я не сдаюсь:
– Нет, хорошо, – говорю, – остаюсь.

Но стук раздался в дождь проливной,
И мне говорят: – Идите домой! –
И стало грустно в этот момент,
Что кончился странный эксперимент.

1973


Ну, следующая моя девушка – она героиня «Аленького цветочка». Она решила, что очень глупо искать цветочек наугад по всей стране или даже странам, а можно просто взять себе маленький огородик и на нём вырастить тот цветок, который требуется.




Аленький цветочек

Много цветов прекрасных,
Но по какой примете
Найду единственный, краше
Которого нет на свете?

А может, искать не надо –
Чем полагаться на случай,
Займусь разведеньем сада
И выращу самый лучший.

И всё поросло крапивой,
Не видно цветов красивых,
И мне ничего не надо.
И я ухожу из сада.

1974


Следующая героиня – спящая красавица, немножко, правда, смешанная с соловьиным садом.




Спящая красавица

И когда оголтелая новость
Покатилась обратно во мглу,
Я решила, что я – укололась
И родиться для счастья могу.

До сих пор я не знаю, что было,
До сих пор я уснула и сплю,
Сплю и вижу, как солнце всходило
У меня в соловьином саду.

1974


Следующая героиня – «Русалки». Ну, той, которая не могла по суше ходить.




Русалка

Я – русалка,
И только в воде
Я могла бы
Помочь беде.

А ты сразу уйдёшь домой,
Побоясь воды ледяной.
И уже не придёшь к воде.
И мы будем вместе нигде.

1975


Этот сказочный цикл завершается несказочной песней «Коридор», которая весь этот цикл кончает. Эта героиня на этом исчезает.
От двери до коридора.




Коридор

                    В.Б.

А я в который
                       раз иду
По коридору
                        моему,
Подавленная роком,
Что коридор – без окон.

И вдруг налево от меня
Окно с изображеньем дня,
А повернёшься боком –
И коридор без окон.

1976


песни: второй цикл

Ну, сейчас будет новый цикл, такой, частично на общественные темы. Ну, частично на какие-то другие. Но уже, так сказать, без лирической героини. Они, в основном, тоже все на сказочные сюжеты. Первая песенка про гонца. Она посвящается Юрию Александровичу Шихановичу.




Гонец

Я открою двери,
Встану у крыльца.
– Подожди немного,
Подожди гонца.

Я открою двери,
И погаснет свет.
– Подожди немного, –
А гонца всё нет.

Я открою двери –
Может, мне уйти?
– Подожди немного,
Он уже в пути.

Я открою двери,
Что же наконец?
– Подожди немного,
Подожди, гонец.

Я открою двери,
Что же наконец?
– Подожди немного,
Не придёт гонец.

1980


Колобок. Ну, «Колобок» – она, вроде бы, очень пессимистическая песенка. Но, правда, я помню, мой папа меня уверял, что она всё же оптимистическая, поскольку кончается оптимистической фразой, несмотря на все предчувствия колобковые, совершенно справедливые.




Колобок

Не пойду в руки бабкины впредь,
На окне надоело лежать.
Я качусь, я хочу посмотреть
На людей, на зверей, на пейзаж.

Неприглядные волк и медведь –
Безнадёжен и пуст мой укол.
Как приятно, как глупо им петь:
Я ушёл, я ушёл, я ушёл!

Но как водится, скоро лиса –
Я навеки впадаю в тоску,
Повторяя ещё полчаса:
Я ушёл, я ушёл, я уйду!

1979

Коза-дереза посвящается моей дочке, когда ей было 11 лет. Ну это коза-дереза, которую всё время спрашивают, сыта ли она, пьяна ли она. А она всё время говорит, что она не сыта и не пьяна. Ну а потом её выгоняют.




Коза-дереза

Я зла, как десять тысяч коз,
На риторический вопрос –
Как будто, будучи в беде,
Возможно думать о еде.

Мне не с кем даже говорить,
А он опять про есть, про пить!
Пусть он решит, что я больна –
Я не сыта!
Я не пьяна!

Не стану я талдычить «да»,
Я покидаю коз стада.
Прекрасен лес и облака,
Но скучно здесь без старика.

1979


Следующая песенка про козлёночка из сказки про... как это называется... «Братец Иванушка, сестрица Алёнушка». Ну, козлёночек, который несмотря на все предупреждения гигиенического характера, пьёт из копытца и становится козлёночком. Ну а из этого всё-таки, может быть, протекают какие-то положительные стороны, или он их так видит. А песня эта посвящается опять-таки Юрию Александровичу Шихановичу.




Козлёночек

                         Ю.А.Шихановичу

Я напьюсь поскорей из копыта,
Моя прежняя внешность забыта,
Но душа-то останется прежней,
И года потекут безнадежней.

Я расту как козёл длиннорогий,
Я хожу перед вами убогий,
Но, зато уж могу я напиться,
Из любого другого копытца.

В наказаньи моём есть награда:
Не страшны для меня муки ада,
А вам хочется пить, вам неймётся,
Если вам далеко до колодца.

Хорошо и свежо в моём горле,
Я совсем одинок в моём горе,
Но зато уж могу я напиться
Из какого угодно копытца.

1981


Ну, следующая песня называется «Волшебник» или «Ученик чародея». Ну там ученик чародея думает, что чародей может ему открыть все секреты. Ну а выясняется, что особенно никаких секретов открывать всё равно почему-то невозможно.




Волшебник

– Волшебник, волшебник,
Открой мне все тайны,
Меня научи своему волшебству.

– Нельзя их изведать:
Все тайны случайны.
– Волшебник, волшебник,
открой мне одну.

– Все связаны тайны,
И если случайно
Открою одну,
ты поймёшь почему.

Тебе как одна
Все откроются тайны,
И сразу увидишь,
что всё – ни к чему.

1975


Следующая песенка про гадкого утёнка. Она посвящается моим сёстрам Тане и Наде и вопросам этнографии, наверное.




Гадкий утёнок

                   Моим сёстрам

Как мне тяжко ходить по пруду,
Выделяться и клювом, и цветом –
Как бы быть неприлично одетым
В этом тесно сплочённом кругу.

По природе я не одинок,
У меня горделивые братья,
Им мой вид очевидно приятен:
Тот же клюв у них и хохолок.

Но они не приемлют мой вкус,
Расположенность к обществу уток –
Как уклад этот мелочный жуток
И куда ж я теперь
                      устремлюсь?

1983


Следующая песня на сюжет «Нового платья короля». Ну, там такая, загвоздка, что всё-таки, может быть, что эти самые ткачи, которых разоблачили как обманщиков с помощью мальчика, который увидел, что король голый, может быть, они всё-таки что-то соткали, например, прозрачное совершенно. И были, всё-таки, не обманщики, а какие-нибудь великие открыватели. Эта песня посвящается памяти гения Ньютона, а так же всем ученым, в какой-то степени.




Новое платье короля

Жил-был волшебник и мудрец
И посетил один дворец,
И подарил один наряд –
         Или венец.

То был таинственный наряд:
Его смотрели все подряд,
А вот увидеть не могли –
         Как говорят.

Признаться ж в этом не могли,
Покуда кто-то из родни
Не заявил, что всё обман –
         Ведь все свои.

А если кто увидит сам,
Что это вовсе не обман,
Он для других не образец –
         Он просто пьян.

Так, видимо, хотел творец:
Не может просветить мудрец.
Но кто-то видит тот венец.
И свой конец –
         И не конец.

1986


Следующая песня про Бабу-Ягу. Ну про ту Бабу-Ягу, они разные наверное, бывают, такая вот героиня очень деятельная, помощница всем положительным героям. Там, девушки приходят, она их учит, куда пойти, как любимого разыскать, все злые силы победить. Там, она накормит, напоит, в баньке попарит, спать уложит. Добрых молодцев то же самое. И всех снабжает инструкцией по поводу их дальнейшего поведения. Это посвящается моим университетским всем преподавателям, которые меня значит учили уму-разуму.




Из дневников Бабы-Яги

                   Моим учителям

Я часто бываю у Бабы-Яги,
Люблю дрожжевые её пироги.
Расспросит, царапины смажет,
Лесные тропинки покажет...

...Давно не бродила я в нашем лесу.
Пока не забыла, на план нанесу,
Чтоб были видны на картинке,
Прямые лесные тропинки...

...И снова я в Бабушкин дом захожу,
И снова подолгу за чаем сижу.
Погладит, расспросит, поплачет,
Лесной пожелает удачи...

...Поставила дом я на курьей ноге –
Под вечер приходит девица ко мне.
А что ей сказать? – Боже мой, помоги! –
Ах нет, не гожусь я в Бабы-Яги...

1986


Следующая «Красная шапочка». Ну это немножко на сюжет «Красной шапочки», немножко на сюжет «Чегемской Кармен», рассказа Искандера. Там ну такая ужасная совершенно безнравственная внучка, из-за которой любовник убивает бабушку. Это в рассказе «Чегемская Кармен». Ну то же самое происходит и в сказке «Красная шапочка». А в этой моей песне это просто разговор соседок бабушкиных, которые обсуждают вот все происшествия, которые имели место в «Красной Шапочке». Вот они просто сидят на завалинке через несколько дней после всех событий и обсуждают, что произошло.




Красная шапочка
(разговор соседок)

Умная женщина – вот вам и бабушка,
И как успела-то – трудно сказать!
Всё баловство одно, дело известное:
Всё-таки бабушка – это не мать.

Ну, а девчонка-то, Красная шапочка,
Только подумайте – стыдно сказать:
Даже не выяснив, где её бабушка,
Сразу, бесстыжая, к волку в кровать!

А дровосеки-то – ну, из милиции
В общем не медлили, нужно сказать:
Взяли матёрого, взяли преступника,
Суд будет в пятницу, не опоздать!

1987


Сейчас будет песня про яблоню. Это сюжет вот тоже известный, во всех, по-моему, сказках бывает, начиная с «Гуси-лебеди». Там девушка бежит, стоит яблоня, яблоня её просит попробовать её яблоки, а она, значит, гнушается. Отрицательная героиня гнушается, говорит, что она там и лучше едала и дальше бежит. А положительная героиня пробует, и всё с ней хорошо. А у меня такая героиня средняя. Она с одной стороны пробует, с другой стороны хает, это самый худший вариант.




Яблоня

А яблоня стояла,
А девушка бежала,
Решив отведать яблок,
Свой бег попридержала.

И ветки наклонялись,
И яблоки спускались,
Пахучими шарами
Руки её касались.

– Конечно, есть послаще,
Конечно, есть почище,
Но я могу привыкнуть:
Не лучшая, но пища.

И ветки подбирались,
И яблоки сжимались,
Вонючими плетями
Руки её касались –

А яблоня стояла,
А девушка бежала,
Про яблоневы козни
Весь мир оповещала.

1988


Следующая, можно её назвать «По щучьему велению», это про проблемы окружающей среды. Как они отражены в русских сказках. Т.е. что можно извлечь, какие моральные уроки из русских сказок. Вот выясняется, что исключительно экологические, если их подробно рассмотреть.




По щучьему велению

Обирает хитрец Берендея,
Убивает Горыныча-змея,
Добывая коня, и жар-птицу,
И в конечном итоге царицу.

Вытекает из сказок тумана,
Что герой не живёт без обмана,
Добывая любою ценою
Самобранку с царевной-женою.

А лентяй будто служит уроком:
Ту скатёрку найдёт ненароком
И, лягушку оставив женою,
Всё возьмёт нулевою ценою.

Так трудна и порочна задача,
Так слепа и случайна удача,
Что неясно, какою ценою
Раздобыть пропитанье с женою.

Только ясно, что максимум толка
От советов обычного волка
И успеха любого порукой
Договор долгосрочный со щукой.

Кто не губит ни зверя, ни птицу,
Получает еду и девицу
И природоохранною мерой
Наполняет Вселенную верой.

1988


Направо пойдёшь..., налево пойдёшь...

Ехал долго в неизвестность старший брат
И, увидев указатель, был он рад:
Значит, кто-то три дорожки протоптал
И, вернувшись, эту надпись написал.

И, свернув туда, где не было угроз,
Брат погиб, и нет ответа на вопрос:
Неужели тот, кто раньше там ходил.
Его надписью в ловушку заманил?

Следом ехал в неизвестность средний брат,
Как и старший, не вернулся он назад,
А про надпись так никто и не узнал,
Когда младший к перекрёстку подъезжал.

В предсказания чудные погружён,
Он поехал по запретке на рожон
И нашёл ещё какие-то пути,
И вернулся, написал, куда идти.

Вот дошло до перекрёстка всё село,
А тем временем дорожки замело.
Постояли и устроили скандал:
Как же это – и никто нам не сказал!

А потом пошли куда-то на авось,
И толпою, и по парам, и поврозь.
Только раньше, чем дорожку проложить,
Видно, надпись не удастся объяснить.

1989


другие песни




Цвет и свет

Из неба выпал белый снег,
И в ранний вечер белый цвет,
И ты увидел белый свет
                              наоборот.

И боль, и радости – не грех.
Твоя улыбка – общий смех.
Ты плачешь на глазах у всех –
                              и наперёд.

1975





Судьба

Мне надоело перо,
Вам надоели слова,
Всем надоело одно –
А ты, почему-то, права.

Вечер пускается в путь,
Утро приходит из сна,
Я не могу оглянуть –
Ты, почему-то, права.

Я дохожу до столба –
Все уже было опять.
Я не сумею сама
Даже вершок подсказать.

Дни идут как часы,
Зеленеет трава,
А среди суеты –
Ты –
        всегда ли права?

1981





Песенка о свободе

Я хочу уйти и потеряться
На гору залезть и не спускаться
Всё могу сказать и не общаться
Если никуда не возвращаться.

Но поскольку я дорог не знаю
Сверху без поддержки не слезаю
Брать слова обратно не умею
Я, наверно, вся оледенею.

Тяжесть налегла и стала гнуться
Мне не отойти, не оглянуться
Я стою и шевелю ногами,
А земля расходится кругами.

1981





Лето

Наверно, со мной согласовано лето,
И камни, и море прозрачного цвета,
И горы, и зелень в пушистых соцветьях:
Всё как я хотела – и будет столетья.

Но что-то не просто
                       его поведенье:
Я утром проснусь, а кругом наводненье,
И море какого-то грязного цвета...
Наверно,
                 со мной не считается лето.

1976





Снег

Я смотрела в поле на бесследный снег
И не узнавала этот белый цвет.
Я его запомню и сравню с другим:
Будет он таким же или не таким.

Я смотрела в поле на бесследный снег
Через день, а может, через много лет
И опять не знала, был ли он другим –
Я его не помню больше никаким.

1976


А это романс, который посвящён лирическим героям старого цикла. Это как бы воспоминание о цикле про Золушку, про Аленький цветочек, про Принцессу на горошине. И вот от этой уже выросшей героини посвящено её героям, всем вместе.




Романс

Почему Вы скрывали так рьяно
Ваши страхи и Ваши мечты?
Почему Вам казались обманом
Проявленья простой прямоты?

Я пыталась тогда неумело
Вас увидеть сквозь этот туман,
Но, устав от сизифова дела,
Я ушла
          в направленьи не к Вам.


Почему невозможно во время
И легко, если со стороны
И давно позабытое бремя
Не дает даже слабой волны?

Почему это важно вначале
И не нужно поздней маяты?
Почему Вы так рьяно скрывали
Ваши страхи и Ваши мечты?

1987





Нищие

                    Памяти бабушки

Я никому не подала;
Они ушли, а я была.

Я не хотела как могла,
Я не могла как поняла.

Я никому не подала,
Они ушли, а я была.

И всё что было у меня,
Как не бывало у меня.

Я никому не подала,
Они ушли, а я была.

А я хотела, как могла,
А я могла как поняла.

А с кем бы я тогда была,
А где бы я тогда была?

Я никому не подала,
Они ушли, а я была.

1977





Мёртвые сны

Ты такой же, такой же,
Но не споришь со мной.
Ты проходишь спокойно,
Абсолютно живой –

И опять исчезаешь,
А я, всё позабыв,
Ничего не узнаю,
Ничего не спросив –

Не заметив угрозы,
Не ослабив вины –
То ли старые слёзы,
То ли мёртвые сны.

1983





Добро
               Памяти Чернышевского

Жил чудный чудак,
Он спал на гвоздях,
Жалея другого.

Тот бедный бедняк,
Он спал на лаптях,
Не нажил добро он.

За совесть, за страх
Не шили перин,
Всё мучили тело.

Пошло в пух и в прах
От жёстких доктрин
Перинное дело.

И что ж тут сказать,
Что мягко поспать,
Что пуха, пера бы.

И что за беда
Немного добра
И много добра бы.

Но носится пух, пух, пух.

1989


стихи

Окно

Хочу поделиться
                        моим окном.
Белое, как страница?
Белое, и на нём?

Дом не кончается!
Осторожнее, только б не сдвинуть его!
Одинакова темень окон и стволов.
Никого.

1971


Бассейн

Много воды
                     и хочется
Броситься и
                     купаться.
Но если это не озеро,
То воду могут спустить.

Но я говорю: не верю.
Как можно воды бояться?
Таких берегов у бассейна
Просто не может быть.

И вот я в воде.
Конечно, она одинакова всюду.
Но это не озеро:
                           воду
Я знаю,
         могут спустить.

1972


Пруд

Деревья росли из пруда,
Деревья росли в пруду.
Я знала, что это – чудо,
И я отсюда – уйду.

1972


Лес

Я прошла по нему,
Паутину с росой обрывая.
И сказала: какой удивительный лес!
Посмотрю на леса
с паутиной – и без.

Я брожу по лесам,
В тишине: обо всём забывая.
Но на свете один удивительный лес.
И я шла по нему.
А теперь – он исчез.

1972


Утро

В мечтах о траве и лете
И снах о воде и шири
Решили: мы завтра едем.
Так мы вчера решили.

Встали мы утром этим:
Солнце ли там? Дожди ли?
Значит, мы едем? – Едем,
Раз уж мы так решили.

Дело ещё в билете,
И в толкотне, и пыли!
Мы никуда не едем.
Мало ли
что решили.

1972


Дождь

Что вы сидите
Трусливо и слепо?
Ясно,
      что здесь
          оставаться
нелепо.

Скоро затопит
Проклятое место.
Стойкость – напрасна.
Участь – известна.

И мы остались
Одни в этом крае.
Только с испугом
На небо взираем.

Вроде не видно
Убийственной влаги.
Господи!
       Дай мне отваги.

1973


Болото

Если пойдёшь по болоту,
Встретишься с Бабой-Ягою.
Я и хочу страшнее,
Где не ступить ногою.

Я уже там ходила,
Рядом стояли ели.
Молча они стояли
И на меня глядели.

Я бы прошла по кочкам,
Не наступая в воду.
Я ведь ходить умею
В самую непогоду.

И – не прошла. Оступилась.
Ели – не видны были.
Видно, на самом деле
В сказке не то, что в были.

1973


Мышка из «Курочки-Рябы»

                     Саше Раскиной

Который год в этом доме
Я подбираю крошки.
Люблю как родных хозяев,
Не заводящих кошки.

Стареют старик со старухой,
Стараются безрезультатно.
Я как-то помочь решила,
Казалось, всё так понятно:

Разбила я им яичко –
Заплакали дедка с бабкой.
Мне оставаться гостьей,
Думать над этой загадкой.

1973


Озеро

Если очень долго идти,
Если только идти вперёд,
К тебе выйдет сам океан,
И не будет мирских тревог.

Только времени нет совсем
Мне пуститься в далёкий путь.
У меня только этот час,
Чтобы я могла отдохнуть.

И у озера я стою,
Берега и вода, вода.
И назад я должна сейчас,
А хотелось бы – никогда.

И опять я в мельканьи дел,
И мелькает дней полоса.
Но на озеро я хожу:
Туда можно за полчаса.

1973


Тростник

Сначала мы шли лесами,
Потом тропой тростниками,
И вышли на сказочный берег,
Удаче своей не веря.

И побоясь забыться,
Чтобы не
                 заблудиться,
Назад отступили, встали –
И ничего не узнали.

Вода затопила снова
Тростник и тот берег новый,
Теперь не найти тропы нам,
Нас бьют тростники по спинам.

Измученные, больные,
Хотим мы в края иные
Или пробраться к глуби,
Где, может быть, легче будет.

И морозом по коже:
Мы шагу ступить не можем.

1973


Цветы

Правила повторяя,
За цветами идём:
Жёлтые – собираем,
Синие – не берём.

Новое постигая,
Завтра опять пойдём:
Синие – собираем,
Жёлтые – не берём.

1973


Велосипед

                          Я.Л.
Как я устала,
            устала
Ехать вверх по дороге.
И тут путь пошёл под гору,
Я еду лихо и гордо.

Уклон всё круче,
            всё круче,
А мне всё лучше,
            всё лучше.
Но что-то должно случиться,
А как мне
            остановиться?

Я падаю, чтоб не ехать,
Я в кровь разбиваю ноги,
А больше всего хотелось
Ехать вниз по дороге.

1974


Из Гейне

Юноша девушку любит,
В другого она влюблена,
Другой этот любит другую,
Другая – его жена.

Девушка замуж выходит
Внезапно со зла за того,
Кто первым ей повстречался.
Юноше хуже всего.

Стара история эта.
Но новой ей быть без конца.
И тем, кто с нею столкнётся,
Она разбивает сердца.

1974


***
Из моей большой боли я делаю маленькие песни
Гейне

И мне бы наделать
       маленьких песен
              из боли большой.
Да жаль, только слов
        не хватает
               для этой одной.

Но если бы даже её
       опереньем звенящим
              снабдила,
И если бы даже туда,
        где мне хочется быть,
                я её запустила –

Смогла ли б я выслушать
        жалобы песни
               по возвращеньи –
И знать, что не всё мне рассказано
               о посещеньи?

1974


***

А мне идёт тридцатый год,
И всё известно наперёд:
И утомлённость от забот,
И отдалённость от невзгод.

А может – всё наоборот:
И утомлённость – от невзгод,
И отдалённость – от забот,
Но безразличен следствий ход.

1974


У зубного врача

Терпеть всего минуты три
И мне сказали: «Потерпи!»,
И я терпеть могла.

Но вот прошёл недолгий срок,
И надо проглотить упрёк
И встречные слова.

И напрягая всё внутри,
Услышать: «Всё. Теперь смотри»,
Но слышимость плоха.

1976


Нора

Наверху города, города,
А я как-то попала сюда.

Ты приходишь сюда иногда,
А меня с собой не берёшь.

А здесь воздух стал нехорош,
И меня пробирает дрожь.

1976

***
Тело вскрыли и зашили...
Б.Окуджава

Всё распорото и сшито.
Всё открыто и закрыто.
Всё не лопается кожа
И не капает смола.

Всё разрыто, и размыто,
И под тёмным снегом скрыто.
Всё стою я у корыта
И смотрю во все глаза.

1976


Дача

Всё, конечно, забито –
Сдают по пятнадцать лет.
Впрочем, на этой по виду,
Кажется, – дачников нет.

Или я так устала –
Это просто дворец.
Я была – не бывала –
Отдышусь наконец.

Я привыкаю к комфорту,
И бередит секрет
Отсутствия постояльцев,
Живших пятнадцать лет.

1977


Двор

В переулке есть в городе двор,
И скамейка, и липы у дома,
И пожарная лестница, сор –
Но в нём нет двухэтажного дома.

Лучше мне не ходить в этот двор,
Не ступать на асфальт из-под дома,
Не смотреть на качели и сор
У стены примыкавшего дома.

Мне и рад, и не рад этот двор.
Мы, наверное, с ним видим сны.
Я сижу, ворошу туфлей сор
И хожу вдоль высокой стены.

1977


Лыжи

Натянуто проходит час, и два,
И я плетусь устало за тобой,
И лыжи волокутся подо мной,
И ерундой забита голова.

И не могу восстановить, когда
Лес сталкивался ветками со мной,
И растворялся за моей спиной,
И поглощалась снегом ерунда.

Но под конец устанет голова,
И всё произойдёт само собой,
И лыжи понесутся подо мной,
И гулкие послышатся слова.

1978


Тбилиси

Я еду в добродушный город гор,
Я еду в город хаотичных форм,
Я еду в город суеты и трав,
В любимый город еду я, устав.

И скоро встреча, снова этот страх,
Что не найду его в чужих местах,
Что не узнаю просто прежних мест
Или что он мне сразу надоест.

Автобус едет, я смотрю в окно
Одно неторопливое кино.
Обманчив каждый новый поворот,
И, неизбежно, город – настаёт.

1979


Круг

Это манящий замкнутый круг
Из перекрёстных линий и дуг.

Вот он всё ближе, но отдалён.
Смутен, и полон, и оживлён.

Он грандиозен и не един –
В тьме переходов, глыб и вершин.

В руки даётся мелкая часть,
Но, удержавшись, можно упасть.

Только, о Боже, так не могу –
Или
         я тоже
                       в этом кругу?

1980


Сон

В автобусе местном я еду вперёд,
В автобусе тесном набился народ.

Тихо вокруг, урчит мотор,
Я знаю вдруг, что пьяный шофёр.

Медленно я подымаю глаза:
Дальше, наверно, ехать нельзя?

Лица соседей – одних мужчин –
Кивают: едем, пока молчим.

– Может, и сможем, а что же Вам?
И мне поможет, и я жива.

Под звук мотора я дальше мчусь.
Умру я скоро или
проснусь?

1980


На смерть папы

Я тебя укоряла, а ты не хотел,
Я тебя упрекала, а ты не успел,
Никогда и не стал бы, не стал бы,
А зачем, а зачем, а зачем?

Чтоб в моей суете разглядеть и помочь?
Чтобы видела всех твоя чёрствая дочь?
И осмысленна как Голгофа
Эта глупая катастрофа?

1982


Переименования

Красные ворота,
Чистые пруды.
Не слова – работа,
Имена – труды.

Только звук забота
Среди дней руды:
Красные Ворота,
Чистые Пруды.

1993


Письмо

Письмо одно, идёт оно годы.
И то ли, то ли в нём мечты коды,
И то ли, то ли в нём привет и сласти,
И то ли, то ли в нём сонеты страсти.

Не жди его, придёт оно летом,
Когда земля и так полна светом,
И то ли, то ли в нём совет друга,
И то ли, то ли в нём букет юга.

И не нужны уже его строчки,
И время отправлять письмо дочке,
И надо положить в ответ фото,
И, может, написать ещё что-то.

Письмо одно, идёт оно где-то.
Не жди его: придёт оно летом.

1993

Стихи печатаются по книге
Лидия Кнорина, Стихи и песни, «Гуманитарный фонд», М. 1994.


на главную страницу



 
Сайт управляется системой uCoz